Нэлла Генкина: Я хочу, чтобы зритель осмысливал мои картины
Главная, культура

Нэлла Генкина: Я хочу, чтобы зритель осмысливал мои картины

Творчество художницы

Нэллы Генкиной

− неожиданное, яркое, молодое со светлыми чувствами и мыслями. Несмотря на то, что Нэлла Александровна начала свой путь в искусстве во второй половине жизни, ей не присуща свойственная возрасту спокойная рассудочность. Её полотна освещены любовью и проникнуты размышлениями о великом прошлом Руси.

DSC_0305

Нэлла Генкина

Она художник, не просто отображающий свои ощущения, а тонко чувствующий, и потому ее внутреннему взору открывается то, что сокрыто от других. Она видит ту, дорогую нам древнюю Русь, с ее дубами, обвитыми златыми цепями, ладьями, плывущими к острову Буяну, песнями Леля.

Любая картина Нэллы Александровны – это окно, из которого льются потоки энергии, соединяющиеся с энергетикой зрителей. И вот мы уже на одной волне и способны уловить дыхание древней Руси.

С Нэллой Александровной я встретилась на выставке картин «Русь Древнейшая» в одном из павильонов ВДНХ, который стал филиалом Центра славянской культуры им. Константина Васильева.

Т.Веснина: Нэлла Александровна, познакомившись с вашими картинами, мне захотелось узнать о других ваших работах и, конечно, хотя бы немного о Вас.

Н.Генкина: По первой профессии я была физиком, кандидатом наук, имею звание «Заслуженного изобретателя». А потом, поскольку у меня обнаружились и склонности и способности к живописи, я пошла учиться в нижегородское художественное училище. Хотя диплома я не получила, так как для этого надо было проходить предметы, к живописи отношения не имеющие, например, обществоведение, но профессиональные навыки приобрела.

Так началась моя деятельность в этой сфере. Относительно выбора тематики моих работ скажу, что решающую роль здесь сыграла встреча с Юрием Михайловичем Медведевым, писателем, художником, искусствоведом, славяноведом, лауреатом Пушкинской премии. Он убедил, вдохновил меня посвятить творчество теме славянской мифологии. В качестве примера указал на замечательных художников, таких, как В.Корольков, В.Иванов, Б.Ольшанский, отражающих в картинах древнеславянские предания.

Т.Веснина: Обычно, когда художник достигает таких результатов, как Вы, всё начинается в детстве. У Вас было желание что-то перенести на бумагу, или Вы вообще даже карандаш в руку не брали?

Н.Генкина: Ни в детстве, ни в юности, ни в среднем возрасте такого желания не возникало. При этом всегда любила живопись, посещала музеи, выставки, но о том, что у меня есть какие-то способности, я не подозревала. Это выяснилось случайно.

Т.Веснина: Конечно, не могу не задать вопроса, а как это выяснилось? Это был какой-то момент, похожий на озарение?

Н.Генкина: Совсем нет. Мой сын в средних классах начал спонтанно рисовать, и я обратила внимание, что у него неплохо получается. Показала его рисунки специалисту, он сказал, что у мальчика есть данные. Мой сын стал посещать изостудию и я вместе с ним. Что-то пыталась ему подсказывать, где-то подправляла. Но он походил несколько месяцев, а потом заявил, что запишется в радиокружок, а ты, мама, мол, сама занимайся.

И у меня появилось желание рисовать, тем более что остались кисти, краски, холсты. Сначала я была воскресным художником, потому что только в этот день недели имела возможность заниматься живописью, ведь я еще работала. В газете даже статью обо мне опубликовали. А потом, во второй половине жизни, живопись стала моим основным занятием.

Т.Веснина: Вы помните тот день, когда Вы впервые подошли к мольберту, взяли кисть… Был какой-то страх: получится, не получится?..

Н.Генкина: Страха не было. Что-то получалось, что-то нет. Сначала я писала натюрморты и развешивала их на даче, потом дома, а затем стала дарить. В 90-е годы, когда было очень тяжело, что-то продавала. Как-то все постепенно шло. Никаких озарений, острых моментов не было.

Уже ближе к пенсии я решилась пойти в нижегородское художественное училище. Пришла и сказала: «Хочу обучаться у вас живописи». На меня скептически посмотрели и не дали ясного ответа, словом, не сложилось.

Но, примерно, через год я пришла вновь, и случай свел меня с преподавательницей, которая меня приняла, правда, с условием: я должна была поработать натурщицей. Хотя мне это было не нужно и тягостно, но пришлось согласиться. Таким образом, я прошла три с половиной курса обучения. Освоила все основные жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, человек в интерьере, обнаженная натура женская, мужская, портрет.

Потом, уже в Москве, я брала уроки у преподавателя Российской академии живописи, ваяния и зодчества, у доцента Строгановского училища. Я оплачивала эти уроки и очень много благодаря им почерпнула.

Т.Веснина: Вы говорите, что Вам как бы подсказали славянскую тему. Но, вероятно, она изначально была Вам интересна.

Н.Генкина: Да, конечно. Потому Ю.Медведев и обратил внимание на мои картины на выставке, что их темы соотносились с русской древностью. Юрий Михайлович подарил мне книгу древнеславянских мифов и легенд. И уже ознакомившись с ней, я стала подбирать сюжеты, которые были мне наиболее близки.

Т.Веснина: Сейчас Вы уже, наверное, расширяете поиск, читаете что-то другое?

Н.Генкина: Я много что читаю по этой теме, в настоящее время такой литературы довольно много, не в пример недавнему прошлому, когда книги по славянской мифологии были редкостью. Отрадно, что появился интерес к древнеславянской теме.

Сейчас у нас монотеистическая религия, но тем не менее нужно помнить, что практически все народы мира прошли стадию языческих верований. И тем, что мифология сохраняется и передается из поколения в поколение, она обязана не только жрецам, волхвам, служителям культа, но и художникам, поэтам, сделавшими эту область культуры многогранной, многозначной, поэтической. Нельзя переоценить художественно-познавательного, эстетического воздействия живописи, литературы на общество.

Однако как-то так сложилось, что в средних классах школы изучают греко-римскую мифологию, а о родных славянских легендах, преданиях молодое поколение понятия не имеет.

К сожалению, от древнеславянской культуры не осталось никаких материальных памятников, так как наши предки создавали предметы культа, изваяния богов из дерева. Но еще сыграло роль и то, что со временем определенные структуры стали изничтожать все, что относилось к языческому культу, и таким образом у нас сформировалось пренебрежительное отношение к славянской истории.

Но нельзя забывать своего прошлого! Я − православный человек и не призываю возрождать язычество как религию. Это было бы равноценно тому, чтобы впасть в детство. Язычество — это детство человечества. Но мы должны отдавать дань духовной культуре наших предков и почитать их, создавших нас и телесно и духовно. Их язык – это основа нашего русского языка. Несмотря на все процессы глобализации, до сих пор мы пользуемся старославянскими словами. Скажем, − глагол лелеять происходит от имени бога любви Леля и означает любить, нежить, баловать, заботиться. Ладно, ладить, ладушка, лад − от имени Лады, богини любви, красоты, семейного мира и согласия. Сварганить значит что-то сделать, создать – происходит от имени бога неба, бога творца Сварога. У меня есть такая картина «Сварог созидатель».

i

Сварог созидатель

То есть я хочу сказать, что славянские корни остались в нас, в нашей культуре, несмотря на определенные старания их уничтожить. Да, это прошлое, но будущее невозможно без прошлого.

Т.Веснина: Когда я однажды увидела в журнале репродукции картин К.Васильева, то они потрясли меня. Это было что-то совершенно новое, неожиданное, поразительно красивое, мудрое. А каково было ваше ощущение, когда Вы впервые увидели его картины?

Н.Генкина: Константин Васильев, безусловно, гениальный художник. Он создал тип северного славянина, руса, варяга. До него такого в русской живописи не было. И потом, конечно, запоминающийся, оригинальный стиль. Немного, я бы сказала, плакатный, ведь он художник-дизайнер, но это позволяет отбрасывать все лишнее и сосредотачиваться на конкретных деталях, на основной идее, благодаря чему К.Васильев сумел воссоздать на своих полотнах харизматический русский северный тип.

Т.Веснина: Есть такие картины, которые Вы написали в раннем периоде творчества, а они по-прежнему дороги Вам? Ведь некоторые ваши полотна находятся в музеях, и от них осталась память лишь на слайдах.

Н.Генкина: 2015 год оказался для меня очень тяжелым и в связи со здоровьем, и в связи с тем, что в квартире случился пожар. Сгорели мои пять лучших картин, так как они висели на стене. В том числе и моя любимая работа «Лель пастушок» («Северное Лукоморье»). Пришлось сделать их копии. Остальные картины стояли в углу и только покрылись копотью.

Т.Веснина: А копии Вы сами делали?

Н.Генкина: Когда я говорю копии, то не имею в виду, что я в прямом смысле снова пишу картины. Я отдаю их специалистам, чтобы они сделали компьютерные копии. Причем они могут быть различными. Есть точная копия, есть свободная, когда нанесены лишь силуэты и художник уже сам их раскрашивает, получается как бы не копия, а вариант.

Т.Веснина: Ваш «Лель» − это что?

Н.Генкина: Авторизованная копия. На холсте были лишь наметки. Но сам себя никогда не повторишь. Таким образом, это уже новый вариант картины.

Т.Веснина: Я представляю, насколько тяжело потерять картину, будто что-то родное…

Н.Генкина: Целая комната выгорела. Предполагаю, что из-за неисправности проводки. Пришлось менять стенку, диван, делать ремонт. Но у меня сын, директор химической компании, благодаря его помощи я смогла всё привести в порядок. Однако мне безмерно жаль погибшие картины.

Т.Веснина: Вы говорите, что сейчас очень заняты: работаете над новыми полотнами. Какими?

Н.Генкина: Сейчас я дописываю картину «Лада, богиня семьи, семейного согласия».

3

Лада, богиня семьи, семейного согласия

В начале марта в музее им. А.Островского открывается выставка «Русь», на ней будут представлены работы двадцати художников и среди них и мои. Помещение небольшое, поэтому я выставлю только две картины: «Лада» и «Птица-обида».

Т.Веснина: «Птица-обида», это, наверное, что-то из мифологии. Жар-птицу знаю, а птицу-обиду нет.

4. Птица-обида

Птица-обида

Н.Генкина: Птица-обида – древнейший образ в славянской мифологии. Это воплощение всех бед, отчаяния, которые сопровождают человека в его жизни, ведь так или иначе каждый человек время от времени попадает в полосу невезения, и тогда в душе появляется обида. Древние славяне изображали ее в виде черного лебедя, одиноко сидящего на скале посреди океана и обижающегося на весь мир.

Т.Веснина: У каждого художника свой стиль, манера, техника. Вы пишите в пастельных тонах. И маслом…

Н.Генкина: Да, я пишу только маслом на холсте. Решила, что поскольку я поздно начала заниматься живописью, то мне не стоит распыляться и осваивать еще акварель или гуашь.

Т.Веснина: Мне очень понравилось оригинальное решение картины «Богиня рек и воды Дана». Она лежит укрытая волной…

5. Богиня рек и воды Дана

Богиня рек и воды Дана

Н.Генкина: В основном культ этой богини был у южных славянских племен. От имени с этой основой произошли названия рек: Дунай, Донец, Дон, Днепр, Днестр, Двина. Причем раньше Дунаем называли любую реку.

Т.Веснина: Не могу пройти мимо картины «Весна языческая. (Кострома)». Так необычно передан свет…

6.

Весна языческая (Кострома)

Н.Генкина: Это символ женской силы, продолжающей род. По одной из версий Кострома — славянское божество весны, олицетворяющее собою живительные силы природы.

Т.Веснина: Глядя на картину «Световид» у меня складывается впечатление, что именно так всё и устроено во вселенной.

Н.Генкина: Световид − верховный бог северо-западных славян.Некогда над скалами острова, который сейчас называется Рюген, возвышался город Аркона, в котором находилось святилище Святовита. Название Рюген в свое время образовалось в результате смешения языков, т.к. разные племена называли его по своему – Буян – Руян – Рюген… Световида представляли четырёхликим.

7. Световид

Световид

Обратите внимание на изображенную на картине спираль Фибоначчи. Итальянский математик Леонардо из Пизы (по прозвищу Фибоначчи) − автор интересной числовой последовательности, называемой числами Фибоначчи. Она заключается в том, что каждая последующая цифра равна сумме двух предыдущих.

Для живописи закон Фибоначчи интересен тем, что из него вытекает 
правило «золотого сечения», которое используют художники со времён Леонардо да Винчи для создания гармоничных композиций.

Очень много процессов в природе подчиняется последовательности Фибоначчи. Например, подсолнух. В нем семечки расположены не концентрическими кругами, а по спирали. Даже расстояние между планетами солнечной системы подчиняется этой последовательности. В ней как бы зашифрован вселенский закон. И раз Световид бог, то он и определяет то, что должно у нас происходить. Еще я изобразила символ славянский бесконечности. В нем белый цвет означает настоящее. Желтый − будущее. Синее – прошлое.

Т.Веснина: А картины православной тематики у вас есть?

Н.Генкина: Немного. В последние годы я написала ряд таких картин. Например, полотно «По воде яко посуху», на которой изображен Христос, идущий по морю.

8. По воде

По воде яко посуху

Т.Веснина: Я знаю, что Вас привлекает и портретный жанр. Вам удивительно тонко удалось воплотить образ А.Н.Афанасьева, собирателя фольклора, исследователя культуры славянских народов, историка и литературоведа. Вы сохранили стиль, присущий 19-му веку и в то же время придали ему дух современности.

9

А.Н. Афанасьев

Н.Генкина: Еще не так давно я начала женскую тему. Хочу написать ряд портретов выдающихся русских женщин. Пока сделала только четыре: «Анна Ярославна, королева Франции»; «Добродея (Евпраксия, Зоя)», внучка Мономаха, жена Алексея – племянника византийского императора Алексея I Комнина; «Княгиня Ольга»; «Княгиня-летописец», Болеслава».

10. Анна Ярославна, королева Франции

Анна Ярославна, королева Франции

До сих пор неизвестен автор знаменитого «Слова о полку Игореве». Поэтому существует много предположений, кто мог бы им быть. Писатель Юрий Сбитнев имеет собственную версию. Он не сомневается, что «Слово о полку Игореве» было написано женщиной, княгиней Болеславой Святославовной.

11. Русская княгиня-летописец

Русская княгиня-летописец

Т.Веснина: Я знаю, что вы любите писать море, реки, словом воду, и у Вас это великолепно получается. Как сказал Анатолий Доронин, директор Центра славянской культуры им. К.Васильева, Нэлле Александровне особенно хорошо удается передавать водные просторы. Она с редким мастерством прописывает цветовые нюансы воды, − не всякий художник может так сделать. Каким-то непостижимым образом она сумела понять эту стихию.

Н.Генкина: Выставленную здесь картину «Хождение за три моря» я посвятила 550-летию похода Афанасия Никитина, который отмечается в этом году.

12. Хождение за три моря

Хождение за три моря

Т.Веснина: Нэлла Александровна, расскажите немного и о других ваших работах, выставленных здесь.

Н.Генкина: На картине «Капище» я отобразило место, где наши предки поклонялись своим богам, приносили жертвы. Обычно они располагались на берегах рек.

13. bergtora_kapishe

Капище

А это просто русский пейзаж «За горами, за долами земли Русские». Как я уже говорила, сейчас в качестве героев, персонажей я предпочитаю изображать женщин.

14

За горами, за долами земли Русские

Одна из моих любимых картин «Северное Лукоморье, или Лель». Лель – это пастушок и бог Любви.

15. Северное лукоморье

Северное Лукоморье

Веснина: Здесь и златая цепь на дубе…

Н.Генкина: Кстати, у меня обязательно спрашивают, а где остальные персонажи? Я отвечаю, что это не иллюстрация строк А.Пушкина, а мое видение Лукоморья.

Т.Веснина: «Даждьбог»! Я так понимаю, что он посылает луч света на землю. А цветок под земным шаром… полагаю, здесь каждый сам должен домыслить.

16.

Даждьбог

Мне же кажется, что вселенная таким образом оберегает Землю, а может быть, это тот цветок, из которого появилась наша планета…

Н.Генкина: Я стараюсь писать так, чтобы зритель, глядя на картину, думал, осмысливал ее. Помню, один искусствовед в Нижнем Новгороде сказал: «Перед вашими картинами люди стоят и слышно, как у них извилины в мозгу шевелятся». Бывает, картина написано хорошо, технично, профессионально, но человек скользнул по ней взглядом и пошел дальше.

Как-то картины мои в числе работ еще шести русских художников повезли на Филиппины. И мне рассказывали, что у моих полотен зрители останавливались, обращались с вопросами к переводчику: что то или иное значит. Да, конечно, им было многое непонятно, но тем не менее они не проходили мимо, что-то их задерживало, вызывало интерес.

Т.Веснина: Нэлла Александровна, поделитесь, что Вас сейчас волнует как художника, как русского человека?

Н.Генкина: Отношение к нашему прошлому! Хочу сказать, что мы должны бережно и даже трепетно относиться к своему культурному наследию, чтобы не быть Иванами, родства не помнящими.

Обратите внимание, как берегут свои памятники, артефакты греки, итальянцы. Если при строительстве они натыкаются на культурные слои, работы тут же прекращаются и начинаются археологические разработки.

У нас же все, что было связано с язычеством, долгое время подвергалось анафеме. Но сейчас − и это отрадно − отношение меняется. Русские люди стали понимать, что их прошлое – бесценно.

Галерея Нэллы Генкиной

                         

17. Триглава

Триглава

18.

Русский Север

19. Род и рожаницы

Род и рожаницы

20

Три цвета времени

                                                  

21. 217sp-min-pozh

К.Минин и Д.Пожарский

22. artlib_gallery-282216-o

Арысь-поле

23. Желя и Карна

Желя и Карна

24. Балтика. Вдали остров

Балтика. Вдали остров Рюген

Тем, кому понравились картины художника Нэллы Генкиной, и кто пожелает их приобрести, сообщаем номер контактного телефона: 8(916)-977-58-24

Тиана Веснина, главный редактор «ЛиК»

 

            

            

                                  

                      

 

                

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться записью в:

One thought on “Нэлла Генкина: Я хочу, чтобы зритель осмысливал мои картины

  1. Спасибо за интересный материал! Очень понравились картины!!! Хочется посмотреть их в живую!!! Желаю творческого вдохновения художнице!!!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *